Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа  п.Учебный
Ершовского района Саратовской области"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
     

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методические разработки » Литература

открытый урок по литературе в 5 классе
[ Скачать с сервера (31.8Kb) ] 19.02.2014, 08:49
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»

ПЛАН- КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
«Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Черты характера главного героя»

Подготовила и провела
Учитель русского языка и литературы
Чаленко В.Г.

Тема:
Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Черты характера главного героя.
Цель:
развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
усвоение содержания произведения путем выполнения предварительных заданий;
обучение анализу произведения, составлению характеристики главного героя;
народные традиции – ориентиры в жизни.

Оборудование: конверты с заданиями (картинки с изображением птиц, рыб, зверей), набор слов(рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор и т.д.)
Задания командам (даются предварительно):
-составить композиционный план рассказа
-иллюстрации к рассказу

1.Блиц-опрос «Ответь кратко»
-Почему стала плохо ловиться рыба?
-На какой реке происходили события?
-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Что такое затесь?
-Какую птицу первой увидел мальчик?
-Стрелял ли в нее Васютка?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
2.Работа в группах
А) проверка композиционного плана
Экспозиция:
1.Рассуждения об озерах и их названиях.
2.Неудачные дни бригады Шадрина.
Завязка.
Поход Васютки в тайгу.
Развитие действий.
1.Потеря затесей.
2.Страх и отчаяние героя.
3.Действия по спасению.
4. Выход к реке.
Кульминация.
Появление бота и возвращение домой.
Развязка.
1. Васютка дома.
2. Путь к озеру и его освоение.
Эпилог.
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»
Б) Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей.
- О каких законах тайги вы узнали из рассказа?
• Идешь в лес – бери еду и спички!
• Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди.
• Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
• …всякая таёжная дорога начинается с затесей.
• Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь.
• …чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.
• кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
• Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг.
• Перво - наперво надо развести огонь.
• Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей.
• … лиственный лec обычно тянется по берегам реки
• Болота чаще всего бывают у берегов озёр.
• … трава растет обычно вблизи больших водоёмов
• …пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.
• С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более.
• …поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
• - Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?
• "Погасла звёздочка — значит, жизнь чья-то оборвалась"
• …если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею.
• Вызвездило — к холоду!
• Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
• Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
В) Животный и растительный мир тайги
Командам предлагается список животных, птиц, рыб, растений (или картинки с изображением животных, птиц, рыб, растений).
-Какие животные, птицы водятся в тайге?
-Какие рыбы водятся в таежных реках и озерах?
-Какие растения характерны для тайги?
животные птицы рыбы растения
медведь
рысь
волк
лиса
заяц
лев
тигр
зубр
олень
косуля
сайгак
жираф
обезьяна
слон
пантера
леопард
лось
соболь
куница
белка
песцы
ворона
кедровка
воробей
утка
гусь
сорока
попугай
синица
ястреб
коршун
сойка
орел
тетерев
глухарь
куропатка
ласточка
чайка
гагара
лебедь
фламинго
цапля
аист
снегирь
кулик
желна
гагара
пичужка
акула
кит
карась
окунь
сиг
сельдь
карп
жерех
семга
омуль
вобла
плотва
ерш
лещ
кита
налим
щука
пескарь
стерлядь
осетр
таймень
пелядь
чир
сорога
ель
пихта
кедр
сосна
береза
липа
дуб
ольха
рябина
калина
черемуха
тополь
тальник
смородина
тутовник
яблоня
вишня
вяз
камыш
ракита
хлебное дерево
пальма
фикус
ива
осина
крапива
лиственница

Г) Таежная кухня.
Рецепт приготовления птицы в тайге.
-Расскажите, чем питался мальчик в тайге.
- Какие рецепты вы можете предложить?
Д) Отправляемся в тайгу
Командам предлагается набор слов:
рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор и т.д.
- Вы отправляетесь в лес. Что вы возьмете с собой и почему? Обоснуйте свой выбор.
(Участие принимает вся команда, один участник из команды обосновывает выбор предметов).
Е) Место действия -тайга
Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(туман) молочный, клейкий, неподвижный;
(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
Ж) защита иллюстраций
з)Портрет главного героя
( Работа с текстом: выбрать из текста предложения, словосочетания для составления портрета и характеристики героя. Сделайте выводы. Работу могут выполнять команда или 2-3 учащихся из команды ).
• Бранился Васютка для солидности.
• Похожий на коренастого, маленького мужичка.
• Сдвинул густые брови.
• -А ну подходи, не то садану картечью!
• От радости Васютка очумел.
• Маленьким – маленьким почувствовал себя Васютка
• И он стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.
• Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, появилась и у Васютки.
• Осталось две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться…
• Мальчик брел, почти падая от усталости…
• Вцепившись в кепку зубами, навзрыд расплакался
• -Тьфу, нечистая сила. Привязалась как банный лист. А, к лешакам все!
Анализ рассказа
Страшно ли было Васютке? Почему?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.
(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении?
- Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.129 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение.
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? . Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. "Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. "В озере – белая рыба!”)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? .
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?
Вывод: - Что помогло Васютке спастись? (Знания о жизни тайги, умение рассуждать и искать выход из положения)
- Какими знаниями владел Васютка? (Умел определить стороны света, найти в лесу реку, выбрать направление выхода из леса)
- Откуда берет он эти знания? (Из рассказов взрослых, учителей, из книг, из своего опыта)

Домашнее задание: пересказ понравившегося эпизода, составить памятку «Как вести себя в лесу, если ты заблудился»

Оценочный лист
1 команда 2 команда 3 команда
Проверка композиционного плана Проверка композиционного плана Проверка композиционного плана
оценка оценка оценка
Законы тайги Законы тайги Законы тайги
оценка оценка оценка
Животный и растительный мир тайги Животный и растительный мир тайги Животный и растительный мир тайги
оценка оценка оценка
Таежная кухня Таежная кухня Таежная кухня
оценка оценка оценка
Отправляемся в тайгу Отправляемся в тайгу Отправляемся в тайгу
оценка оценка оценка
Место действия -тайга Место действия -тайга Место действия -тайга
оценка оценка оценка
Защита иллюстраций Защита иллюстраций Защита иллюстраций
оценка оценка оценка
Портрет главного героя Портрет главного героя Портрет главного героя
оценка оценка оценка
Мнение жюри Мнение жюри Мнение жюри

животные
Медведь,рысь,волк,лиса,заяц,лев,тигр,зубр,олень,косуля,сайгак,жираф,обезьяна,слон, пантера,леопард,лось,соболь,куница,белка, песцы
птицы
Ворона,кедровка,воробей,утка,гусь,сорока,попугай,синица,ястреб,коршун,сойка,орел, тетерев,глухарь,куропатка,ласточка,чайка,гагара,лебедь,фламинго,цапля,аист,снегирь, кулик,желна, пичужка
рыбы
Акула,кит,карась,окунь,сиг,сельдь,карп,жерех,семга,омуль,вобла,плотва,ерш,лещ,налим, щука,пескарь,стерлядь,осетр,таймень, сорога
растения
Ель,пихта,кедр,сосна,береза,липа,дуб,ольха,рябина,калина,черемуха,тополь,тальник, смородина,тутовник,яблоня,вишня,вяз,камыш,ракита, хлебное дерево, пальма, фикус, ива, осина,крапива, лиственница

Законы тайги
- О каких законах тайги вы узнали из рассказа?
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Таежная кухня
Рецепт приготовления птицы в тайге.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Отправляемся в тайгу.
Что вы возьмете с собой и почему?
1. Рюкзак
2. Сумка
3. Мешок
4. Фотоаппарат
5. Телефон
6. Коробка спичек
7. Зажигалка
8. Свеча
9. Фонарь
10. Нож
11. Вилка
12. Лопата
13. Куртка
14. Шляпа
15. Сапоги
16. Зонтик
17. Веревка
18. Соль
19. Хлеб
20. Ружье
21. Топор
22. Кастрюля
23. Принтер
24. Ключи от машины
25. Стиральная машина

Место действия –тайга
Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
( _____) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(______) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(______) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(______) молочный, клейкий, неподвижный;
(______) далёкие, таинственные, мерцающие;
(______) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Портрет главного героя
Выберите из текста предложения, словосочетания для составления портрета и характеристики главного героя ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: Литература | Автор: Чаленко Вера Глебовна
Просмотров: 1891 | Загрузок: 575
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Обратите внимание



Обязательные ссылки




Главная Контакты  |  Гостевая книга  |  Обратная связь

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

  |  Последние комментарии
Спорт - это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уважение.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость,здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться
.



Молодцы  ребята!  Не волнуйтесь, у вас все получится!  Удачи!!!!!!!!!!!!!!!!


Зимние каникулы-это это запах ёлки и мандаринов, это зимние игры с друзьями, хорошее настроение. Желаю вам, ребята,  успехов в учебе в новом году.


Молодцы реята!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Учителям большое спасибо за их труд!!!!!!!!!!!


Хорошая в нашей школе традиция отмечать День Ученика! Так у учителей появляется возможность поздравить своих учеников с праздником!



Информация о среднемесячной заработной плате руководителя и его заместителей

Школа п. Учебный © 2017
Копирование материалов сайта без указания автора и активной ссылки на сайт запрещено!